Azcaryavatpazyati kazcidenam Azcaryavadvadati tathaiva cAnyaH AzcaryavaccainamanyaH zRNoti zrutvA 'pyenaM veda na caiva kazcid |
Таинственным образом видит каждый Его, Чудесным образом Он говорит как будто кто-то другой, Непостижимым образом Его другой слышит. Внимающий Ему осознает, что нет на самом деле больше никого |
«Все мирозданье - говорящий дух,
И книга жизни льется миру в слух». Ибн аль-Фарид.
В предыдущей шлоке Кришна рассказывал о технологии проявления сотворенного мира. В данной шлоке он указывает на истинный источник всего творения. Осознать то, о чем он говорит здесь , с помощью материалистического мышления невозможно.
Что же представляет собой так называемый материалистический взгляд на мир, где его истоки? Понятно, что парадигма человека формируется с детства, путем обучения, и что она, как правило, соответствует той, которая господствует в этот период у большинства окружающих людей.
Ярким примером материализации мышления служит современная наука, которая играет важную роль в формировании сознания общества. Особенно наглядна в этом отношении физика. Греческие корни слова физика говорят о том, что она - «наука о природе». Другими словами, это наука о Пракрити, ближайшем эквиваленте слова «природа» в санскрите. И что же нам с самого детства рассказывает эта «наука о Пракрити»? Основополагающей, цементирующей основой современной физики является господствующая в настоящее время идея о «самодостаточности» физического мира. Другими словами, мир, в котором мы живем, считается зависящим только сам от себя, и все, что происходит в нем, определяется исключительно свойствами объектов этого мира. Влияние других реальностей мироздания игнорируется. Физики наблюдают, ставят эксперименты, пытаясь описать свойства физических объектов, и придумывают законы, позволяющие объяснить эти свойства. Часто они сталкивают объекты макро- и микро-мира, подвергают их разнообразному воздействию и смотрят, что из этого получилось. Они изучают следы этих взаимодействий и по ним судят о физических законах. Следопыты, в общем. Зачастую результаты этих исследований (изучения следов) грубо подгоняются под господствующую в данный момент теорию. Мало кто из физиков может сбросить с себя ярмо авторитета «светил науки» и жить с чистой совестью, не играя в игры латания «тришкиного кафтана» теорфизики (теоретической природы), который трещит по всем швам. Сложные «навороты» создателей «теоретической Пракрити» - это «высокий» забор, за которым они пытаются скрыть свое бессилие. Они не могут просто объяснить, например, почему мощный лазерный луч теряет свою разрушительную силу в космосе. Почему в опытах Басова скорость лазерного луча явно выше скорости света, хотя знаменитая теория относительности Энштейна постулирует скорость света как незыблемую константу, и не дай Бог кто ее превысит. Почему у межпланетных космических аппаратов скачкообразно меняется параметры при входе в зону влияния планет – из-за чего первые такие аппараты просто были потеряны из-за нарушения связи с ними. Почему в океанографии не работает традиционная (лунная) теория приливов и отливов. Как объяснить опыты Николы Теслы, летающие тарелки Джона Сёрла, генераторы Капанадзе и многое другое.
Очевидно, что идея о самодостаточности материального мира терпит крах не только в области современных «очень уж точных» наук. Поскольку эта идея, к сожалению, доминирует и в сознании большинства людей, то это ведет к проблемам для всей нынешней земной цивилизации. Стоит вопрос ее выживания. Все цивилизации проходят через этот поворотный пункт. Мы, люди, находимся на развилке пути движения – либо к жизни, либо …
Кришна дает нам другую физику, другую науку о Пракрити-природе. Не учитывать Источник, считать материальный мир самосущим - абсурд сознания, погрязшего в материальном. Вот некоторые шлоки из Бхагавад Гиты, указывающие на реальный Источник видимого мира.
«Я Один, о Арджуна, всех существ вместилище неизменное.
Я есть истинное начало, середина и конец творений». Бх. Гита, 10-20.
«Кто видит одного и того же Высочайшего Владыку
равно пребывающего во всех элементах творения,
в тленных бессмертного - он воистину видит». Бх. Гита, 13-28.
«Созерцай здесь и сейчас весь в единстве пребывающий мир со всем подвижным и неподвижным.
В моем теле, Арджуна, находится все, что ты желаешь увидеть». Бх. Гита, 11-07.
Посмотри внимательно, не спеша, на то, что сейчас перед твоими глазами. Расслабься. Послушай все звуки, которые слышны в данный момент. Почувствуй все ощущения своего тела. Это и есть физика твоей жизни. Постарайся остановить мышление и ощутить сразу все, как единую картину чувств. Глаза можно слегка свести к междубровью, чтобы видеть ими сразу все в 180-градусном секторе, пусть даже изображение будет слегка размытым. В данный момент изображение, звук, ощущения тела – это компоненты одного, общего чувства жизни. Картинка этой жизни не делится на части. Просто глаза, уши, язык, нос, тело фиксируют отдельные ее фрагменты. Это несколько небольших узеньких щелочек, через которые мы смотрим на нее. Но она цельная – звук, картинка в глазах, вкус – маленькие проявленные фрагменты её огромной таинственной формы. Для наших чувств доступны лишь её «верхушки». Постарайся ощутить вселенную как единый живой организм. Чувства твоего тела – это отголоски его работы, его жизни. Этот организм бережно, мгновение за мгновением, обеспечивает для тебя формирование осмысленного комплекса чувственных восприятий, чтобы ты смог назвать эту его непрерывную работу своей жизнью. Скорость его потрясающа. И ощутить эту скорость можно только спокойным духом. Организм вселенной – это организм Пракрити-природы, Аллата, творящей энергии Отца.
Если тебе удалась эта своеобразная медитация, то ты прикоснулся к buddhi, осознанию единства всего сущего. И тебе легче осознать данную шлоку. Чтобы найти Бога, далеко и долго ходить не нужно. Он везде и во всем. Все, что ты воспринимаешь в данный момент – с любовью формируется Им для тебя. Сейчас и «эксклюзивно» для тебя. Он ни на мгновение о тебе не забывает. Никто Его не заставляет делать это. Никто и ничем не может вынудить Его дарить тебе жизнь. Он просто делает это потому, что преисполнен Любви к тебе, а не потому, что должен что-то тебе.
«Таинственным образом видит каждый Его». Неважно, какое изображение в твоих глазах: шумная улица с множеством людей и машин, теплая компания друзей или лица нежелательных тебе людей. Важно, что это изображение – Его труд сейчас для тебя. Фактически то, что ты видишь сейчас, – это Его «многоликое» лицо для тебя.
«Чудесным образом Он говорит как будто кто-то другой». Пение птиц, голос любимого человека или диктора телевидения, рабочий шум рынка или городских улиц, звук перфоратора в соседней квартире, рев стадиона или сирена пожарной машины – это звучание «синтезатора» Пракрити в нужный момент, синхронно изображению в глазах. Чтобы у тебя не было сомнений, что ты окружен множеством самодостаточных творений: людей, животных, птиц, разных рукотворных механизмов. Но, каков бы не был кажущийся источник звука – звучит только Он один, подражая многим своим творениям. Медитировать на окружающие звуки, пытаясь осознать звучащим только Его Одного, несколько сложнее, чем медитировать на единое Его изображение в своих глазах. Но, следуя за звуком продвинуться можно глубже.
«Непостижимым образом Его другой слышит». Порядок слов в переводе необычный – это следствие желания внести минимум искажений, насколько это вообще возможно, в перевод. Поэтому слова расположены как в оригинале. Какой признак того, что кто-то кого-то слышит? Совершенно верно – есть реакция на услышанное. Неважно какая, положительная или наоборот, главное – реакция. Если ты кому-то что-то сказал, но он виду не подал, что услышал тебя – тебе сложно судить, - или он глухой, или просто игнорирует тебя. Последняя оценочная версия может даже задеть твое самолюбие (собственную важность) и вызвать определенные, не совсем положительные эмоции. Так вот, эта строфа – об интерактивности творения. Ты ясно видишь и слышишь: вот кто-то что-то сказал кому-то – и тот другой среагировал, значит услышал. «Молодой человек, а как мне пройти в нирвану?». – «Все время прямо и прямо внутрь … А там спросите». Раз одна часть твоего мира общается с другой частью – сомнений нет – эти части самосущи, их самостоятельность очевидна. Эта «очевидность» - основной инструмент иллюзии, Майи. Скоростные возможности Пракрити выше скорости нашего восприятия в триллионы раз. Для нее не составит особого труда создавать для тебя картинку восприятия с учетом того, что бы ты был уверен, что это картинка вообще к Пракрити не имеет никакого отношения. Что мир этой картинки существует сам по себе и не нуждается в каком-то едином, его творящем, источнике.
Вывод напрашивается сам собой – чтобы не быть обманутым, нужно ускорять свое восприятие, все чаще и чаще пользоваться буддхи, а не манасом. И Кришна в этой шлоке дает один из способов такого ускорения – стараться ощущать мир сразу весь и осознавать его, как единый организм Творца.
Рассмотрим завершающую строфу шлоки zrutvA 'pyenaM veda na caiva kazcid. Деепричастие zrutvA - от глагола zru, глубинное значение которого - не просто слушать, а уделять кому-то свое внимание, внимать, изучать. Частица api выражает размещение возле кого-то, объединение с кем-то, присоединение к кому-то, достижение до кого-то, близость к кому-то. Местоимение enaM - винительный падеж единственного числа от ena - он. Следовательно, zrutvA 'pyenaM можно перевести как «внимая Его присутствию», «непрестанно осознавая Его близость», «постоянно узнавая Его во всем», «слыша Его близко (внутри себя)», «изучая Его непосредственно». Используя христианскую терминологию, можно сказать и так «трезвясь и бодрствуя о Нем». Другими словами, с учетом первых трех строф, «пребывая в постоянной динамической медитации на Его присутствие, Его близость. Осознавая, что все видимое и слышимое – это и есть Он сейчас». Только пребывая в таком медитативном состоянии, можно осознать, что означает veda na caiva kazcid - «осознает, что нет на самом деле больше никого». Вариант перевода типа «Его не знает никто» - продукт ума, не буддхи. Тем более, что частица отрицания na находится после veda и перед kazcid, т.е. отрицается именно kazcid, а не veda. Остается только уточнить, что глагол veda - перфектная форма от vid, которая очень часто используется вместо vetti, т.е. в третьем лице настоящего времени – «он знает, понимает, узнает, осознает, постигает, ощущает, подразумевает» и т.д. Можно сказать и так – «он верит». Скорее всего, так точнее.
Настоящая шлока является ключом к осознанию многих других шлок Бхагавад Гиты, например, таких как 03-27, 03-30, 05-10, 05-14, 05-30, 09-28, 10-08, 10-39, 11-13, 13-30, 13-31, 18-61.
К примеру, шлока 18-20:
«То знание, которым во всех элементах творения созерцается единое нетленное бытие, неделимое в разделенных, - знай, истинное (саттвичное)».
Или, для осознания санйасы, шлока 03-30:
«Своим сознанием переложив все действия полностью на Меня, без ожиданий и тревог, став бескорыстным и беспристрастным, сражайся, оставив лихорадочность и огорчение».
В оригинале:
mayi sarvANi karmANi saMnyasyAdhyAtmacetasA
nirAzIrnirmamo bhUtvA yudhyasva vigatajvaraH
Истинная saMnyasa как раз и описывается в текущей шлоке (02-29). Отречение не снаружи, не в уходе из семьи, не в одевании специфических одежд, не в прическах. Настоящий самнйасин отказывается от веры в то, что что-то или кто-то может существовать самостоятельно, помимо Творца. Сознательно принять самнйасу означает все время, непрерывно стараться осознавать, что видишь, слышишь, обоняешь, вкушаешь, ощущаешь только Его, а не что-то отдельное. Для этого вовсе не обязательно куда-то уходить и прятаться от жизни. «Я Тебя узнал – это Ты пукнул, а не мой друг-прабху». Смех смехом, но самнйаса – это отбрасывание, возврат Источнику абсолютно всех действий-кармы, вне зависимости от того, как их оценивает ум. И высоких, и определяемых как низкие. Иначе ум рвет Единое на части, как Бобик тряпку.
"Бог - это вездесущая субстанция, присущая всему. Бог - это единая, разумная всемогущая сила. И все, что ни дается Богом, дается во благо человечества". " А.Новых, "Сэнсэй 1"